Обязательное членство в сро функции
Как вступить в СРО – документы, сроки, допуск, цена, процедура
Что необходимо знать, если Вам нужно вступить в СРО
Если Вы занимаетесь строительной деятельностью и не знаете, необходимо ли вступление в СРО для того, чтобы деятельность была официальной и законной, следует ознакомиться с Приказом № 624 Минрегионразвития. Этот нормативно-правовой акт даст ответы на вопросы, в каких случаях нужно вступать в СРО, и в каких случаях строительная, изыскательная или проектная деятельность может проводиться законно без допуска СРО.
Кроме этого, с помощью этого нормативно-правового акта станет понятно, какие документы необходимо получить дополнительно перед тем, как подавать заявление в СРО на получение членства в организации. Вступление в СРО может произойти как быстро, в течение одного дня, так и в течение месяца.
Мы, «Единый СРО Центр», поможем определить, нужен ли Вам допуск СРО для проведения законной деятельности и дадим ответы на все интересующие Вас вопросы, какие именно виды допусков необходимы и понадобятся ли сопутствующие документы в Вашем случае.
Наши аккредитации в СРО
С нашей помощью Вы можете напрямую вступить в СРО, так как мы официальные, аккредитованные представители самых надежных СРО в России
Возможны три варианта вступления в СРО:
Строительные объекты, которые можно обслуживать без допусков СРО
Вступить в организации СРО нужно профессиональным строителям, а также проектировщикам и изыскателям. При этом, таким организациям и индивидуальным специалистам могут не потребоваться допуски, если речь идет об определенных категориях строительных объектов.
Законом предусмотрены категории объектов, в отношении которых допуск для проведения работ не требуется из-за фактического отсутствия определенного уровня опасности при работе на таких объектах. К таким постройкам относятся индивидуальные дома, срубы и прочие строения, рассчитанные на проживание 1-2 семей, а также малоэтажные постройки до 3 этажей, даже если такие постройки имеют многоквартирную планировку, при условии, что количество блоков – до 6.
Кроме этого получение допусков СРО не требуется для проведения строительных работ на промышленных постройках площадью до 1500 метров квадратных и до 3 этажей.
Требуется ли допуск СРО для объектов некапитального строительства
Приказ №624 Минрегионразвития предусматривает, что необходимость получения допусков СРО возникает у организаций, занимающихся постройкой объектов капитального строительства. При постройке, проектировании некапитальных объектов строительства, например: ларьков, навесов, киосков, магазинов без фундамента, не требуется получать допуск СРО.
Вступление в СРО проектировщиков или СРО строителей требуется для постройки объектов, которые относятся Градостроительным Кодексом к объектам капитального строительства и не являются малоэтажными объектами строительства. Хотя, на сегодняшний день, законодатель предлагает изменить порядок проведения строительных работ на объектах малоэтажного строительства с целью расширения перечня объектов, строительство которые сопровождается получением допуска СРО.
Мы, «Единый СРО Центр», оказываем представительские услуги и поможем Вам получить допуски СРО для проведения строительных работ любой сложности, оформим и соберем необходимый для Вас пакет документов «под ключ».
Документы, необходимые для получения допуска СРО
Для того, чтобы вступить в СРО, нужно подготовить пакет документов, предусмотренный Приказом № 624 Минрегионразвития. Этот перечень документов может видоизменяться в зависимости от выбора видом строительной деятельности, но основные документы остаются неизменными и требовать другие документы, не предусмотренные законом, СРО не имеет права. К основным документам относятся:
- заявление установленного образца;
- перечень видов работ, на которые заявитель имеет намерение оформить допуски СРО;
- учредительные и регистрационные документы на предприятие или индивидуального предпринимателя;
- устав предприятия;
- справки из органов статистики и налоговой;
- страховка гражданской ответственности;
- дополнительные документы для проведения некоторых видов работ;
- документы об имуществе и оборудовании предприятия на предмет того, достаточно ли имущественной базы для осуществления деятельности, на которую нужно получить допуски;
- документы о сотрудниках предприятия на предмет того, могут ли сотрудники осуществлять деятельность по строительству или проектированию, достаточный ли уровень образования, квалификации и опыта работы они имеют;
- оплаченные квитанции для вступления в СРО.
Процесс вступления в СРО: основные этапы
Можно выделить основные этапы вступления в СРО:
- сначала происходит консультирование, изучение документов и определение истинной необходимости вступления в СРО;
- далее следует выбор СРО исходя из стоимости и возможности получения конкретных допусков СРО;
- после этого нужно определить, потребуются ли дополнительные документы для подачи заявления в СРО и получить эти документы;
- далее необходимо собрать полный перечень документов для того, чтобы вступить в СРО;
- подача заявления в СРО и ожидание результатов СРО о возможности получения членства;
- получение свидетельства СРО на определенные виды работ.
Мы, «Единый СРО Центр», оказываем весь спектр представительских и консультационных услуг, поможем Вам стать членом СРО и осуществлять любые виды строительных работ законно и официально.
Дополнительные документы, необходимые для вступления в СРО
К дополнительным документам, которые необходимы только для определенных видов деятельности, можно отнести:
- разрешение МЧС при работах, имеющих определенную степень пожарной опасности;
- разрешение ФСБ при работах с объектами, связанными с государственной тайной и другие разрешения.
Эти документы нужно получить заранее, предоставив уже документ – лицензию МЧС или ФСБ в СРО, если есть такая необходимость. На все строительные и проектировочные работы по проектированию противопожарной сигнализации, систем, обработке противопожарными средствами, требуется получить лицензию МЧС.
Если работы производятся на объектах, которые считаются тайными, тогда нужно получить лицензию ФСБ. Для этого необходимо пройти экзамены и аттестацию сотрудников непосредственно в органах ФСБ и МЧС.
Сроки вступления в СРО: как получить допуски СРО быстрее
Законом предусмотрено, что заявка на членство в СРО рассматривается в срок до 1 месяца. В течение этого периода организацией саморегулирования рассматривается вопрос о получении заявителем членства в СРО и одновременно рассматривается вопрос о том, какие виды допусков из заявленных могут быть получены заявителем.
Вступление в СРО без подачи документов о том, какие виды допусков требуются заявителю, невозможно. Это связано с тем, что членство в СРО для сторонних организаций нужно исключительно для того, чтобы иметь возможность законно и официально осуществлять проектировочную, изыскательную, строительную деятельность.
Если заявителю требуется в короткие сроки вступить в СРО, для этого лучше всего воспользоваться услугами профессионалов, которые смогут в короткие сроки и без лишних хлопот сделать Вашу организацию членом СРО, оформить членство быстро и собрать полный пакет документов без труда.
Основные платежи, которые потребуется оплатить при получении свидетельства СРО: допуск, цена
Формирование стоимости вступления в СРО происходит исходя из следующих платежей:
- оплата членского взноса;
- вступительная оплата;
- страховка гражданской ответственности;
- стоимость оформления дополнительных платежей при вступлении в СРО;
- оплата услуг представителя Ваших интересов при вступлении в СРО;
- оплата дополнительных документов – справок из статистики, налоговой и других органов власти.
При этом, стоимость вступления в СРО не является фиксированной и законом лишь установлен предел, ниже которого платежи в СРО не могут быть установлены. При этом, страховой платеж может частично покрывать, точнее уменьшать вступительный платеж в СРО.
Мы, «Единый СРО Центр», поможем Вам вступить в СРО в кратчайшие сроки и с минимальной затратой сил и средств. Поможем выбрать наиболее экономически-выгодное для Вас СРО и оформим допуски СРО «под ключ».
Статьи
СРО при закупках по 44-ФЗ
Градостроительный кодекс РФ (далее – ГрК РФ) предусматривает, что подрядные организации, выполняющие инженерные изыскания, проектные работы, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, а также снос объектов капитального строительства должны быть членами соответствующих СРО. Данное требование распространяется на подрядные организации, заключившие контракты непосредственно с заказчиками строительных работ (т.е. на генподрядчиков).
Установить запрет на привлечение субподрядчиков заказчик также не вправе, т.к. данный запрет будет рассматриваться как требование к участнику о личном выполнении работ, что не соответствует Закону № 44-ФЗ и ограничивает конкуренцию.
ГрК РФ также предусматривает 2 исключения, когда уже сами генподрядчики могут не быть членами СРО:
- если генподрядчик является одним из лиц, указанных в ч.2.1. ст.47, ч.4.1. ст.48, ч.2.2. ст.52, ч.6 ст.55.31 ГрК РФ;
- если цена заключенного контракта на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт не превышает 3 000 000 рублей (ч. 2.1. ст. 52 ГрК РФ), а на снос объекта капитального строительства 1 000 000 рублей (ч.5 ст.55.31 ГрК РФ).
На практике, обычно, возникает следующий вопрос: как установить требование о членстве в СРО, если НМЦк превышает размер, установленный в ГрК РФ, но в ходе проведения торгов участники могут снизиться до цены, при которой требование о членстве в СРО не применяется?
Ответ на него следующий: при осуществлении закупок работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, а также сносу объекта капитального строительства в извещении и в документации о закупке должна содержаться оговорка, что установленное заказчиком требование о членстве в СРО не применяется к лицам, предложившим цену контракта равную или ниже, установленной в ГрК РФ.
Отметим, что применение требования о членстве в СРО зависит именно от цены заключаемого участником закупки контракта, а не от НМЦк. Например, при проведении заказчиком электронного аукциона на строительство с НМЦк 3,5 млн. руб., участник закупки может подать заявку, не быв членом СРО. Если такой участник в ходе аукциона предложит цену контракта в размере 3 млн. руб. или ниже, заявка такого участника не может быть отклонена только лишь на том основании, что подавая на аукцион заявку, участник не соответствовал установленным в документации об аукционе требованиям.
Выписка из реестра членов в СРО
Соответствие участника установленному требованию о членстве в СРО подтверждается путем предоставления в составе заявки выписки из реестра членов СРО по форме, установленной приказом Ростехнадзора России от 04.03.2019 № 86 (за исключением случая проведения заказчиком запроса котировок в электронной форме, при проведении которого от участника не допускается требовать предоставление любых документов, подтверждающих соответствие участника требованиям, установленным на основании п.1 ч.1 ст.31 Закона № 44-ФЗ).
В соответствии с ч.4 ст.55.17 ГрК РФ СРО обязана в трехдневный срок предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации, срок действия которой составляет один месяц с даты ее выдачи.
Может ли заказчик установить требование к сроку действия выписки?
Административная практика показывает, что заказчик не вправе устанавливать требования к сроку действия выписки, т.к. такие требования не установлены Законом № 44-ФЗ.
«… условие о сроке выписки из реестра членов СРО нарушают ч. 6 ст. 66 Закона № 44-ФЗ и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ …»
из решения ФАС России от 1 ноября 2017 г. по делу № ВП-537/17
Указанный подход антимонопольного органа является оправданным, т.к. выписка из реестра СРО подтверждает только, что соответствующая подрядная организация являлась членом СРО в момент выдачи выписки. Далее такая выписка ничего не подтверждает, даже в том случае, если тридцатидневный срок ее действия еще не истек. Выписка предоставляется участниками в составе заявки только по одной причине: Закон № 44-ФЗ требует предоставление подтверждающего документа при установлении любого требования в рамках п.1 ч.1 ст.31 Закона № 44-ФЗ.
Два компенсационных фонда СРО. На что должен смотреть заказчик?
Согласно ч.3 ст.55.8 ГрК РФ при заключении контракта по результатам конкурентных процедур член СРО имеет право выполнять строительные работы соблюдении в совокупности следующих условий:
- наличие у СРО компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств;
- совокупный размер обязательств по контрактам, заключенным по результатам конкурентных процедур, не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
Помимо компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, который формируется в СРО по заявлению ее членов, в любой СРО создается компенсационный фонд возмещения вреда, как обязательное условие существования самой СРО. Размер взноса в такой фонд зависит от стоимости одного договора строительного подряда, вне зависимости от способа его заключения.
Системное толкование статей 55.8 и 55.16 ГрК РФ позволяет сделать следующий вывод: если участник закупки имеет достаточный уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств, его уровень ответственности по обязательствам обеспеченным компенсационным фондом возмещения вреда также должен соответствовать его ценовому предложению, поскольку подавая ценовое предложение участник планирует осуществить строительные работы по указанной цене.
В каком СРО должен состоят участник, если в одном лоте закупаются проектные работы и инженерные изыскания?
На данный вопрос нет четкого ответа, во всяком случае, в настоящее время. После того, как с 1 июля 2017 в ГрК РФ были внесены изменения, которыми фактически было отменено действие приказа Минрегиона России от 30.12.2009 № 624, ГрК РФ для выполнения каждого из данных видов работ устанавливает требование о членстве «в своем» СРО.
Установление заказчиком требования к участникам о наличии членства сразу в двух СРО может рассматриваться антимонопольным органом как требование, ограничивающее число участников. Установление требования о членстве только в одном СРО автоматически лишает заказчика права на получение выплат за счет средств соответствующего компенсационного фонда при наличии недостатков в работах подрядчика. В связи с изложенным, заказчику не следует объединять указанные виды работ в один лот, а если их все же необходимо объединить, то следует руководствоваться практикой, которая сформировалась у регионального управления ФАС России.
Работы по разработке рабочей документации не являются проектными работами и не требуют членства в СРО
В соответствии с пп. «п» п. 23 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, рабочая документация разрабатывается на основании проектной документации.
Таким образом, к моменту начала разработки рабочей документации проектные работы полностью завершены. Соответственно работы по созданию рабочей документации не требуют членства СРО и могут быть переданы заказчиком любому лицу, в том числе подрядной организации, выбранной для осуществления непосредственно работ по строительству, реконструкции или сносу объекта капитального строительства.
Членство СРО при выполнении работ по строительному контролю
Данный вопрос является одним из самых интересных. Согласно письму Минстроя России от 04.09.2018 № 37059-ТБ/02 строительный контроль является функцией технического заказчика и может выполняться только членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства , за исключением случаев, указанных в частях 2.1 и 2.2 ст. 52 ГрК РФ.
Однако, данные разъяснения не соответствуют действительности и правоприменительной практике ФАС России. Согласно ч.2 ст. 53 ГрК РФ строительный контроль может проводиться не только техническим заказчиком, но также лицом (индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом), привлеченным техническим заказчиком на основании договора. Требование к указанному лицу ГрК РФ не установлены. В связи с изложенным, ФАС России делает верный вывод о том, что требование о членстве СРО в данном случае противоречат ст.53 ГрК РФ и нарушают Закон № 44-ФЗ (решение ФАС России от 26 октября 2017 г. по делу N К-1439/17).
Получается абсурдная ситуация, что контроль за строительными работами, выполненными членом СРО, может осуществлять любое лицо, не являющееся член СРО, но это действительно так.
Саморегулируемые организации как закономерный этап эволюции контрольно-надзорной системы РФ
В настоящее время за недобросовестную работу многих фирм несет ответственность не государство, а так называемые саморегулируемые организации (СРО). Именно им с недавних пор законодательно делегирована часть контрольно-надзорных функций. В ряде случаев только члены СРО имеют право вести ту или иную деятельность. Это способствует более строгому контролю за работой предпринимателей и повышению качества товаров и оказываемых услуг.
Что такое СРО: законодательный аспект
Саморегулируемые организации объединяют компании одной отрасли с целью контроля и регулирования их профессиональной деятельности. СРО разрабатывают стандарты качества проведения работ, оказания услуг и производства продукции, а также оценивают соответствие членов или заявителей организации данным и иным законодательно установленным требованиям. Сегодня СРО выступает посредником между компаниями-членами и государством либо участниками рынка, занимаясь урегулированием возникающих конфликтов.
Стоит сказать, что переломным этапом в регулировании деятельности строительных компаний стал 2009 год. Именно в этот период на законодательном уровне было закреплено создание СРО в данной области и отменена забюрократизированная и коррумпированная к тому моменту система государственного лицензирования. Тогда же обязательным стало вступление в СРО для большинства организаций, выполняющих строительные работы, инженерные изыскания, а также подготовку проектной документации. Члены СРО получали официальное разрешение (допуск, свидетельство) на осуществление перечисленных видов работ. Однако данная модель не решила многих проблем и стала источником ряда новых. Многочисленные злоупотребления как со стороны СРО, так и со стороны посредников явно указывали на необходимость реновации механизма.
Новой вехой в развитии системы саморегулирования стал 2016 году. Именно тогда был принят Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно этому документу допуски СРО в области строительства и инженерно-архитектурных изысканий теперь не имеют силы, а вступление в СРО — для большинства компаний стало делом добровольным. Обязательным оно является лишь для:
- участников закупок, заключающих договор на строительный подряд (при сумме контракта более 3 млн рублей);
- застройщиков, которые сами проводят строительные работы;
- технических заказчиков.
Обратим внимание на основные преимущества, которые имеет вступление в СРО.
- Во-первых, с июля 2017 года СРО имеют право представлять интересы своих членов в суде.
- Во-вторых, участие в СРО позволяет обмениваться опытом и повышать уровень квалификации в компании любого члена СРО.
- В-третьих, компаниям легче отслеживать аукционы и тендеры, оценивать уровень конкуренции.
- В-четвертых, даже частные заказчики чаще всего выбирают компании, которые являются членами СРО.
На данный момент на территории Российской Федерации зарегистрировано 477 саморегулируемых объединений в сфере изысканий, проектирования и строительства. Еще несколько лет назад число СРО было значительно выше (около 1200). Уменьшение более чем вдвое во многом обусловлено принятием Федерального закона от 24 ноября 2014 г. № 359-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ»:
- Во-первых принятие документа снизило спрос на услуги СРО.
- Во-вторых ужесточила требования к формирования компенсационных фондов.
- В-третьих, Ростехнадзор получил право лишать саморегулируемые организации статуса в досудебном порядке.
На сегодняшний день деятельность строительных СРО регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (в т.ч. с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»), Федеральным законом от 01 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и рядом других нормативных документов.
Задачи и функции саморегулируемых организаций
Функции, права и обязанности саморегулируемых организаций закреплены в статье 6 Закона № 315-ФЗ. Основными функциями СРО являются:
- разработка условий членства и определение дисциплинарного воздействия;
- анализ деятельности компаний-участников на основании их отчетов;
- организация обучения и аттестации работников компаний-членов объединения;
- обеспечение информационной открытости деятельности своих членов, публикация информации об этой деятельности;
- рассмотрение жалоб на действия членов саморегулируемой организации;
- ведение реестра членов союза в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.
На основании статьи 9 того же Закона СРО имеет право осуществлять контроль деятельности членов союза путем проведения плановых и внеплановых проверок на соответствие деятельности компаний-участников требованиям и стандартам СРО. Проверки могут быть: камеральными (дистанционными, документарными) и выездными; плановыми (проводятся не реже 1 раза в 3 года и не чаще 1 раза в год) и внеплановыми (осуществляются в случае, если в адрес члена объединения поступила жалоба). При выявлении в ходе проверок несоответствий стандартам и правилам СРО компанию-участника ждет мера дисциплинарного наказания.
Финансирование
Источниками денежных средств саморегулируемых организаций в первую очередь являются взносы их членов (вступительные, членские и целевые), а также — добровольные пожертвования, доходы от оказания информационных и образовательных услуг членам СРО, от продажи информационных материалов, связанных с предпринимательской деятельностью компаний-участников. Также финансы могут быть получены от размещения денежных средств на банковских депозитах и путем прочих, не запрещенных законом, манипуляций. В качестве примера рассмотрим, какие взносы должны оплатить члены строительной СРО при вступлении:
- Вступительный взнос. Определяется саморегулируемой организацией, в среднем составляет 5000 рублей, но иногда может достигать и больших размеров.
- Членский взнос. Выплачивается членами объединений ежемесячно, составляет от 3 000 до 15 000 рублей.
- Отчисления в компенсационный фонд. Являются самой большой статьей расходов компании, вступающей в союз. Финансы хранятся на банковском счету СРО и используются в случае убытков, вызванных нарушениями условий контракта членами саморегулируемой организации. Размер взносов зависит от размера контракта или финансовых обязательств и колеблется от 300 000 до 30 000 000 рублей.