Чем можно вышивать

Вышивка для начинающих: 6 основных стежков

12 февраля 2014

Даже если вы знаете всего пару стежков , то сумеете простую сумку превратить в произведение искусства! Освоив 6 основных вышивальных стежков , вы сможете придать эксклюзивную нотку любой вещице!

Совет: перед вышивкой маркером с исчезающей краской проведите на ткани линии рисунка вышивки.

Стежок крестом

Выведите иглу из ткани снизу справа, введите иглу в ткань вверху на длину стежка крестом (=основной стежок). На той же высоте, на которой ввели в ткань иглу, выведите ее наружу слева. Продолжайте таким образом, пока не получите полный ряд основных стежков.

Теперь вышивайте в обратном направлении, выполняя кресты (=покрывающие стежки). Выведите иглу слева на той же высоте и введите ее справа. Первый крест готов. Затем выведите иглу внизу слева и введите справа…

На нашем примере вы получили косой ряд стежков крестом. Но по такой же схеме вы можете вышить ряды стежков крестом по прямой. Этот принцип позволяет работать ритмично и прекрасно расслабляет…

Лангетный шов

Важно: нить при этом должна находиться под иглой.

Cнова введите иглу по диагонали справа от последнего вывода. Игла при этом проходит над нитью. Повторяйте вышеописанные операции. Последнюю петлю ряда зафиксируйте стежком на изнанке.

Таким образом появляется красивый бордюр.
Этим швом можно обметывать края, закреплять аппликации или сшивать открытые срезы. Если стежки прокладывать очень плотно, то вы получите петельный шов.

Тамбурный шов

Нить вывести с изнанки на лицо, уложить петлей и зафиксировать одним пальцем. Ввести иглу в то место, откуда она была выведена и вывести посередине петли. При выведении иглы нить должна находиться под иглой.

Повторите стежок, описанный на предыдущем рисунке, при этом вводите иглу внутри первой петли. Нить не натягивайте слишком туго. Петли должны быть одинаковой длины.

В конце ряда выведите иглу внутри последней петли, затем зафиксируйте нить. Для этого сразу же под последней петлей вновь введите иглу в ткань и вытяните нить.
Это великолепный шов для выполнения спиралей, монограмм, орнаментов и бордюров.

Шов «елочкой»

Сначала выведите иглу слева на лицо, затем сделайте длинный диагональный стежок вверх направо. Теперь перекрестите этот стежок с коротким диагональным стежком в противоположном направлении. Выведите иглу точно в первом месте вывода.

Повторяйте операции, как описано под предыдущей фотографией. Второй ряд стежков выполняется вниз, справа плотно примыкая к первому ряду. Вышивайте этот второй ряд в зеркальном изображении по отношению к первому.

Рисунок вышивки создает изысканный ребристый эффект, который идеально подходит для заполнения внутренних частей мотивов.
Совет: поэкспериментируйте с различными цветовыми оттенками вышивки.

Шов «вперед иголку»

Это очень популярный шов, который выглядит одинаково как с лица, так и с изнанки.
Первый ряд выполняется справа налево. Для этого выведите иглу и слева введите в ткань, затем снова слева выведите… Очень важно следить за одинаковой длиной стежков.

В конце ряда отступите назад и заполняйте пустые промежутки между стежками. При вводе и выводе иглы из ткани держите иглу наискосок, как показано на фото, и протягивайте ее через ткань.

Двойной шов «вперед иголку» (называемый также сметочным и штопальным швом) образует четкий контур. С помощью этого шва можно «прочертить» четкую линию. Он подходит для простегивания или для выполнения различных линейных узоров и орнаментов, внутренние участки которых можно заполнить плоской гладью (см. дальше).

Плоская гладь (в один или несколько рядов)

Плоскую гладь можно выполнять без «обрамления» контурным швом. Но благодаря контуру вышивка плоской гладью становится более пластичной.
Участки заполняются прямыми стежками, выполняемыми наискосок сверху вниз. Стежки ложатся так плотно друг к другу, чтобы сквозь них не просвечивала ткань.

Если требуется заполнить вышивкой большие участки, рекомендуется вышивать гладью в несколько рядов.
Сначала выполняется первый ряд прямыми стежками. Для нижнего ряда вводите иглу всегда между стежками предыдущего ряда.

Ряды лежат вплотную друг к другу, а их стежки располагаются с некоторым смещением, поэтому иногда такую гладь называют гладью зубчиками. В результате заполнения пространства в несколько рядов нити не так легко скользят, и ткань в результате совершенно не просвечивает сквозь вышивку.
Поэкспериментируйте с различными оттенками одного и того же цвета.

Вышивка крестиком для начинающих

Хотите научиться вышиванию крестиком? Мы поможем! Давайте разберемся, с чего нужно начинать и какие материалы подобрать, какие методы и стили вышивания существуют и какие из них наиболее подойдут вам. Итак, чтобы не превратить это успокаивающее занятие в сущие тяготы с неправильными инструментами и неверной техникой, сначала познакомимся с азами этого рукодельного искусства.

1. Материалы и инструменты для работы

Прежде чем записаться в вышивальщицы, вам понадобится запастись основными инструментами и материалами. Минимальный набор предметов, которые должны быть у каждой мастерицы, включает:

  • иглы;
  • игольницу или подушечку для иголок;
  • пяльцы или станок;
  • нитки;
  • наперсток;
  • ножницы (большие, маленькие и средние);
  • линейку.

Зачем так много? Поверьте, всё пригодится! Теперь о каждом пункте поподробнее.

Игольница нужна прежде всего для того, чтобы не потерять одну из иголок на столе, диване или еще где-нибудь. К тому же это очень удобно. Что же касается самих иголок, то здесь лирики уже будет гораздо меньше. Подбор иголок — это довольно сложное дело; во-первых, для каждого вида ткани требуется своя определенная игла нужной толщины и длины. Чем тоньше и воздушнее сама ткань, на которой вы собираетесь работать (батист, маркизет, канва или лен), тем тоньше нужна игла. Соответственно, толстая игла подходит для более грубого вида материала – такого, как шерсть.

Размеры гобеленовых игл (в мм)

Лучше всего использовать гобеленовые иглы — большое ушко не перетрёт нить в процессе, а тупой конец не повредит саму основу. Набор из качественных игл прослужит вам не одну вышивку.

Пяльцы

Для того, чтобы ткань не стягивалась под рисунком, мастерицы испокон веков используют пяльцы в процессе вышивания. При помощи этого приспособления вы сможете плотно закрепить ткань. Умелые вышивальщицы выбирают деревянные пяльцы, так как они надежнее держат ткань и не портят материал, в отличие от пластиковых аналогов. Еще совет: выбирайте пяльцы с гладкой и ровной поверхностью, потому что любые шероховатости и неровности могут повредить ткань.

Нитки

Выбор ниток — это целое искусство, ведь от этого зависит эффект готового рисунка. Наиболее популярны и распространены такие виды (советуем выбирать из них, так как их легче купить и с ними проще работать):

Мулине – такие нити очень просто соединять друг с другом, чтобы получился нужный цвет. Каждая нить состоит из 6 скрученных волокон. Этот вид нитей наиболее популярен в вышивании и используется почти во всех готовых наборах. Они не запутываются и не теряют цвет со временем.

Металлизированные нити – этот интересный материал вы можете совместить с хлопчатобумажными нитками мулине или шерстяными для получения блестящего, сверкающего эффекта.

Персидская пряжа – состоит из очень мягких нитей. Отличный выбор для вышивки гобеленов или гладью.

Тонкая шерсть – такая нить может быть использована и в сочетании с другими материалами, и отдельно. Такие нити незаменимы в вышивке шерстью по ткани.

Наперсток

Наперсток не только защищает ваши пальцы от проколов, но и помогает лучше протолкнуть иглу сквозь толстую и непослушную ткань. Прежде чем купить его, вам сперва нужно примерить изделие на средний палец – он должен сидеть как влитой и не доставлять никакого дискомфорта. Только в этом случае вы можете быть уверены, что он станет верным помощником в вышивании, и смело купить его.

Ножницы

Купите сразу несколько видов ножниц, которые будут выручать вас в разных ситуациях. Например:

  • Маленькие ножницы помогут деликатно обрезать тоненькую ниточку и убрать ненужные наметки.
  • Средние будут удобны во время обработки ткани.
  • Большие будут незаменимы в процессе раскройки.

Дополнительные аксессуары

Из дополнительных инструментов рекомендуем также запастись водорастворимым карандашом для разметки канвы, лупой и органайзером для ниток. Маркеры или карандаши удобнее традиционных мыла или мела, так как их легко можно смыть при ручной стирке изделия. К тому же их можно использовать на любых типах тканей и с их помощью можно рисовать более точные и изящные эскизы.

5 видов вышивки, которые стоит попробовать

Освоили крестик, бисер, а, может, и гладь? Самое время двигаться дальше. Мир вышивки поистине многолик и разнообразен. Что же попробовать? Мы подготовили для вас подборку с пятью техниками вышивания, которые очень привлекают нас. Уверены, и вы не обойдете их вниманием и хотя бы что-то из нашего списка уж точно захотите попробовать.

№1. Вышивка барджелло

Эта вышивка имеет многовековую историю. Барджелло не может не привлекать к себе внимание. Однако несмотря на это и достаточную простоту в исполнении, сегодня немногие могут похвастаться тем, что владеют техникой барджелло. Наверное, значительной доле современных вышивальщиц эта вышивка просто не знакома.

Что же делает вышивку барджелло невероятно притягательной для нас (и не только)? Причина “магнетизма” кроется в причудливых узорах и контрастных гармоничных цветах — в этом можно убедиться, лишь взглянув на работы в этой технике.

На первый взгляд может показаться, что сделать такое чудо очень сложно. Но достаточно присмотреться к работам поближе, чтобы понять, что стежки используются простые. Да, это так, вышивка ведется обыкновенным вертикальным стежком. Именно из него складывается интересный, как правило, волнообразный, сплошной рисунок.

Удобнее всего вышивать в технике барджелло на жесткой основе — страмине или пластиковой канве. Можно использовать обычную хлопковую, хорошо накрахмаленную Аиду. Нитки можно выбирать любые по составу, но если используются тонкие, то вышивка потребует много сложений нитей.

Подробнее о вышивке барджелло читайте в статье Вышивка барджелло: новинка из средневековья”.

№2. Декоративные шовчики

Что это за техника такая — декоративные шовчики? Название может ассоциироваться у вас с шитьем. Однако “декоративные шовчики” — это именно техника вышивания. И техника вышивания, которая приобретает всё большую популярность.

Этот вид вышивки примечателен тем, что в нем используется большое количество швов и стежков. В качестве основы для вышивания нередко используется ткань равномерного переплетения. И понятно, почему — часто в такой вышивке остается довольно много не зашитого пространства, а равномерка выглядит в готовой работе эстетичнее привычной Аиды. В качестве ниток чаще всего используется обычное мулине.

Вышивка декоративными шовчиками отлично подходит для прикладного оформления.

Часто с помощью такой техники создают интересные рукодельные принадлежности: игольницы, маячки для ножниц, чехлы для ножниц, коробочки-органайзеры. Вышивка может интересно смотреться на кошельках, косметичках, шкатулках и других вещах.

Подробнее о вышивке декоративные шовчики читайте в статье Декоративные шовчики: разбираемся, что за техника, делимся бесплатной схемой и мастер-классом по оформлению!”.

№3. Вышивка хардангер

Любителям утонченности и ажурных элементов в вышивке советуем познакомиться с техникой хардангер. Увидев вышивку хардангер, у вас едва ли возникнут сомнения относительно того, где ее применить. Конечно, в создании восхитительных салфеток, скатертей, занавесок, постельных принадлежностей. Но не только!

Сегодня технике хардангер находят самое разное применение. С помощью нее создают оригинальные шкатулки, игольницы, декоративные подушки, новогодние украшения… и даже картины.

Базовым элементом в хардангере являются небольшие блоки из плотно расположенных вертикальных или горизонтальных стежков счетной глади. Вышитые работы напоминают элегантное прорезное кружево строгих геометрических форм.

Вышивка выполняется на ткани равномерного переплетения, так как в процессе работы необходимо вырезать нити основы. Обычная канва для этой техники не подходит. Основные нитки для хардангера — Финка Перле и их аналоги (всем известные нитки типа Ириса; пряжа Yarnart Canarias). В работе нужны два типа этих нитей — потолще и потоньше.

Подробнее о вышивке хардангер читайте в статье “Вышивка хардангер: особенности техники, бесплатная схема и мастер-класс по ее выполнению”.

№4. Вышивка лонгстич

Хотите следовать модным тенденциям в вышивке? Тогда попробуйте несложную в исполнении, но эффектную вышивку лонгстич. Работы в этой технике “цепляют” своей нестандартностью, контрастностью, простотой.

Вышивка лонгстич — это разновидность счетной глади. От привычной художественной глади она отличается тем, что стежки плотно укладываются друг к другу без наложения. Название техники происходит от англ. long stitch (переводится как “длинный стежок”) — это как нельзя лучше выражает ее суть. Вышивка ведется длинными стежками вертикально и/или горизонтально.

Материалы для вышивки обычно используются те же, что в вышивке барджелло. Кстати, в этих техниках получаются очень схожие между собой подушки с геометрическими орнаментами — яркие и интересные, которые уж точно станут заметной деталью в интерьере. Но чаще в технике лонгстич вышивают небольшие картины. Некоторые размеры готовых работ настолько малы, что, скорее, предполагают прикладное оформление в виде магнита или броши.

Кстати, в технике лонгстич, в отличие от предыдущих, есть довольно много наборов для вышивания. И это замечательно, ведь новичку всегда проще начать с набора.

Гобеленовый стежок, которым преимущественно вышивают работы по наборам в этой технике, очень похож на полукрест, который нередко встречается в вышивке крестом. На лицевой стороне гобеленовый шов выглядит почти так же, как полукрест, но изнанка работы сильно отличается.

Как в случае с вышивкой крестом, гобеленом вышивают на разной основе с мелким и крупным каунтом, а также разными нитями. Современное применение техники “гобелен” опять же схоже с применением техники “счетный крест”. Если раньше гобеленом вышивались преимущественно ковровые изделия, то сейчас эту технику используют в создании картин и различных аксессуаров, в качестве декора элементов одежды.

Вышивка крестиком. На чём вышиваем, чем вышиваем?

Мы уже писали о том, как выбрать нитки для вышивки крестиком, однако, кроме ниток, обратить пристальное внимание придется еще и на канву и иголки, от которых качество работы будет зависеть в не меньшей степени.

Как выбрать материал для вышивки крестиком

Канва

Существует два основных типа ткани для вышивки крестиком. Это Aida или Blockweave, где квадратики видны, и Evenweave, то есть ткань равномерного плетения. Большинство вышивальщиц, естественно, начинает с канвы Aida, начнем с нее и мы.

Канва Aida — это, как правило, хлопковая ткань специфического плетения «квадратиками». Но может быть и не хлопковая, а льняная, смесовая и даже с добавлением синтетики. Существуют и такие варианты, как пластиковая (используется для создания трехмерных вышитых работ и всякого рода подвесных вышивок) и растворимая (для вышивания мотивов на одежде или аксессуарах). Количество крестиков, которое умещается на одном дюйме (2,54 см), соответствует так называемому «каунту» (т.е. номеру) канвы. Чем меньше номер, тем крупнее будет крестик и, соответственно, вышивка.

Основные каунты канвы A >

Номер Крестики в 10 см Крестиков в 1 см
Aida 11 43 4,3
Aida 14 55 5,5
Aida 16 63 6,3
Aida 18 71 7,1
Aida 22 87 8,7

Самые распространенные каунты: 14, 16 и 18, 20. 22-й каунт лично я у нас в магазинах не встречала. Есть еще крупная Aida 8, «детская канва», которой взрослые вышивальщицы обычно пренебрегают.

Как рассчитать размер канвы по вышивальной схеме

Если в схеме указано количество крестиков, то берете эту цифру для длинной стороны работы и делите на цифру из третьего столбца в строке вашего каунта. Получится чистое количество сантиметров — размер самой вышивки. Не забываем прибавлять поля — 5-10 см с каждой стороны.

Например, в паспорте работы указано 158×69 крестиков. Мы решили работать на 18 каунте. Берем 158 и делим на 7,1. Чистая длина вышивки — 22,3 см плюс 8 см с каждой стороны — итого ширина полотна должна составлять 38,3 см (округлим до 40).

Совет первый: Не стоит считать по узкой стороне вышивки. На вышеприведенном примере, 158×69 крестиков, мы берем ИМЕННО 158 в расчет. В противном случае есть все шансы промахнуться и купить кусок меньшего размера (у меня такое бывало).

Канва продается в рулонах и нарезается, либо же продается кусками («отрезами») в индивидуальных упаковках. Если вы планируете один проект на конкретном цвете канвы и каунте, лучше купить отрез в упаковке. Если же вы привыкли к определенному каунту и типу канвы, проще отрезать ее от рулона про запас. Мой печальный опыт показывает, что покупать длинный отрез канвы стоит, только если она белого цвета и 14-го каунта, потому что никому не известно, когда я использую весь свой рулон желтой канвы.

Два производителя канвы лидируют на российском рынке: уже известная нам по мулине французская компания DMC и немецкая фирма Zweigart. Немецкую канву найти намного проще и выбор по типам, каунтам и оттенкам будет больше. Были бы деньги. От 250 рублей сейчас стоит отрез 50×55, цены же за метр (у обоих производителей стандартная ширина полотна 110 см, то есть общая площадь полотна 100×110 см) варьируются от 700 до 2000 рублей.

Немногим хуже качество у канвы производства «Гамма» и «РТО». «РТО» продается в основном в отрезах, в упаковке с женскими именами. Канва внутри — польская, некоторые называют ее по традиции «венгеркой» (что-то там произошло с переносом производства). Намного хуже качество белорусской канвы и прочих неизвестных аналогов.

Совет второй: при покупке канвы осмотрим ее на предмет мелких и крупных недостатков. К таковым относятся: наличие узелков, утолщений и неровностей, небольшие пятна, явная деформация ткани («край поехал — крестик поедет», отцентровать работу будет трудно) и «слипшиеся крестики» (это когда дырочки не видны).

На канве можно и нужно разумно экономить. Важен не столько производитель, сколько внешние и тактильные характеристики полотна. Лично я спокойно заменяю Zweigart на «Гамму» во всех случаях полного заполнения фона или при отшивке небольших работ «на один вечер».

Совет третий: учитываем насколько сильно канва накрахмалена. Все ткани для вышивки проходят обработку, но вот степень жесткости ткани бывает разная. За идеал берем вариант Zweigart. Для небольших проектов, вышиваемых без пялец, высокая жесткость ткани бывает полезна, но для крупных работ (30×40 см и более) с незаполненными участками или смешанными техниками креста (полный, полукрест, обводка итд) жесткая канва не подходит. При закреплении в пяльцах канва «запомнит» деформацию. И эта деформация может сохраниться даже после стирки изделия. Раз уж мы заговорили о деформации работы на пяльцах, сразу скажем и два слова о том, как с ней бороться.

Варианты работы на пяльцах:

  • не пользоваться пяльцами. Можно, например, скатывать канву в рулон, удобно ложащийся в руку.
  • компромисс: использовать рамки — от деревянных до пластиковых сборных, которые меньше портят ткань, чем пяльцы.
  • грамотный подбор пялец. Берем только дерево (до недавнего времени только «Klass&Gessmann», теперь есть и «Гамма»). Перед защелкиванием обматываем нижнюю половинку пялец тонкой тканью. Лично я использовала кромку от самой канвы. И, конечно же, как только закончили вышивать и собираетесь прерваться, ткань желательно сразу же освободить из пялец.

Жесткость канвы влияет и на мулине, его натяжение и гладкость, — чем жестче канва, тем быстрее портится нить. С канвой есть еще одна проблема, и у моих вышивающих друзей я ее наблюдаю постоянно. Вышивка по канве на пяльцах требует больших физических усилий, нежели вышивка по полотну.

Полотно

Многих расстраивает результат первых работ на полотне, потому что, привыкнув с силой продевать иглу и продергивать нить, они работают на полотне так же. В итоге, работа оказывается вся в дырках. Отчасти из-за этого вышивка на полотне равномерного переплетения (evenweave) совсем не так популярна в России, как в остальном мире. Хотя логичнее предположить, что основные причины — труднодобываемость и высокая цена (DMC и Zweigart — основные поставщики в этом сегменте). Однажды я напишу женскую версию «Улисса» про поиск нужного куска тряпки для дизайна Marjolein Bastin, с ночами в интернете, блужданиями по городу и встречами с малознакомыми людьми из ордена иголки.

Итак, полотно — это дорого, трудоемко, малодоступно. Но есть тысячи проектов, которые никогда не будут выглядеть по-настоящему хорошо на канве. В целом полотно считается более эстетически привлекательным, чем канва, и пустые участки, не заполненные рисунком, являются такой же частью дизайна, как и сама вышивка, которая на полотне выглядит часто объемнее.

Для каких работ имеет смысл отдать предпочтение полотну:

  • на полотне прекрасно смотрятся схемы винтажных сэмплеров
  • дизайны в стиле кантри, которые странно смотрятся даже на бежевой Аиде
  • большие, сложные, элегантные схемы, особенно на ботанические темы
  • если вы делаете что-то практичное (скатерть, салфетку, полотенце), то я очень не завидую тем гостям, которым придется вытираться полотенцем из канвы A >

Совет: когда вышиваем на полотне, мы не протыкаем, а скорее раздвигаем нити полотна. Причем мы захватываем две нити основы на один крестик. Звучит страшно, но на практике считать приходится только первый ряд, дальше считать не придется.

Я не буду подробно описывать все виды полотна равномерного переплетения, ибо имя им легион. Разнообразие составов (чаще всего лен, хлопок и смесовые), оттенков (до 40 оттенков на один тип), характеристик плотности и накрахмаленности у полотна невероятные. А выбор чаще всего определяется все равно на ощупь и индивидуальные ощущения от полотна. Скажу только, что два самых распространенных типа полотна: Lugana (смесовая, в основе хлопок) и Cachel (лен), обе от Zweigart, чаще всего встречаются в каунте 28. Что означает 28 нитей переплетения на один дюйм и примерно соответствует 14 каунту Aida. Расчет размеров вышивки идет по тому же принципу, что и расчет на обычной канве. Но чаще всего он просто не нужен, производители схем и наборов обычно предпочитают указывать сами необходимый размер отреза.

Совет: многие вышивальщицы заранее разбивают ткань на квадраты 10 клеточек на 10 клеточек. Это значительно ускоряет дальнейший процесс вышивки и позволяет работать сразу с несколькими участками. Лично я всегда боюсь ошибиться и обнаружить несовпадение слишком поздно и предпочитаю вышивать от одного центра, постепенно добавляя участки со всех сторон.

Существует много маркетинговых уловок, подталкивающих клиента к лишним тратам (например, золотое напыление на иголках, которые якобы меньше окисляются и легче проходят через ткань). Может, и проходят, но я разницы не замечаю. Иглы — это такой расходный материал, которого все равно надо много. Во-первых, на больших работах удобно работать «парковкой», когда на канве параллельно ведется работа несколькими цветами и иглами, а во-вторых, все равно иголки будут ломаться и теряться (особенно теряться).

Единственное, что я для себя вывела с годами — какой иглой я начинаю работу, такой должна и закончить; вроде бы покупаешь тот же самый номер иглы, а ощущения уже не те!

Практически все остальные приспособления для вышивания маркетинг чистой воды. Бесполезные косточки для хранения мулине, ножницы «цапельки» (обычные старые маникюрные справляются также), «профессиональные» напольные рамы для вышивания, которые так любят складываться на зазевавшуюся вышивальщицу, коробки для рукоделия и т. д. Но никто не может отобрать у женщины право на коробку для рукоделия, наполненную этими приспособлениями! Особенно в том ограниченном пространстве, которое у нас называется «уголок для хобби». Сама я — гордая владелица четырех коробок и могу сказать, что я никогда не помню, где у меня что лежит. Гораздо практичнее оказались обычные обувные коробки в сочетании со стикерами, где можно все подробно расписать. Рукодельные аксессуары красивы и иногда полезны, но от хаоса, увы, рукодельницу не защитит ничто.

И может быть, борьба с хаосом — один из главных стимулов вышивальщицы. Вот, собственными руками из хаоса цветных клеток схемы, кусочка ткани и гор ниток мы создаем новую вещь. Удачи нам всем и надеюсь, мои рекомендации вам пригодятся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *